Ассоциация Гардарика

Библиотека Ассоциации Гардарика.

Женский скандинавский костюм
(по материалам шведского могильника Бирка).

Сергей Каинов

Данная заметка написана на основе статьи Flemming Bau Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys (Straps and trains in the Viking Age: Birka’s Femail Costume in a New Light).


Значительное количество фрагментов одежды и хорошая полевая фиксация погребального инвентря делают материалы шведского могильника Бирки одними из наиболее информативных источников для изучения скандинавской одежды.

Фрагметны текстиля, найденные при раскопках Бирки, уже не раз привлекали пристальное внимание исследователей. В 1938 году вышла работа Agnes Geijer «Birka III. Die Textilfunde aus den Grabern». Uppsala 1938. Значительное время графические реконструкции скандинавской одежды, в том числе и женской, представлялись на основе информации из вышеупомянутой книги.

В 1974 году была опубликована докторская диссертация Инги Хагг (Inga Hagg), посвящённая женскому костюму Бирки - Kvinnodrakten i Birka, AUN 2, Uppsala 1974. В этом исследовании основное внимание уделено анализу фрагментов ткани, сохранившихся на металлических украшениях – главным образом овальных фибулах. Графически реконструкция женской одежды из Бирки представляется следующим образом (Рис.1).


Реконструкция женского костюма Бирки по материалам И.Хагг.

a - Льняная рубаха (туника) – гладкая или плисированая – застёгнутая на круглую фибулу;
b - Шёлковая туника, украшенная тесьмой;
c - «Сарафан» из двух полотнищ, заходящих друг на друга и скреплённых овальными фибулами;
d - Рубашка или кафтан, скреплённые спереди при помощи трёхлистной, равноплечей или большой круглой фибул;
е - Пелерина (плащ), скреплённая спереди фибулой.

Анализ изобразительного материала, а также несколько иная интерпретация археологического материала позволили Flemming Bau в своей статье «Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys» предложить другую реконструкцию «сарафана» (русский термин условен, в английском варианте использован термин “gown”).

И.Хагг реконструирует «сарафан», как вид одежды, состоящий из двух полотнищ, значительно заходящих друг на друга и в следствии подобной конструкции не имеющей открытых разрезов. Ф.Бау, опираясь главным образом на изобразительный материал, предполагает, что «сарафан» состоял из одного полотнища, обёрнутого таким образом, что спереди остаётся широкий разрез, который в ряде случаев мог закрываться передником (англ. - apron), подвешивающимся к овальным фибулам при помощи матерчатых петель. В случае если передник отсутствует, овальные фибулы соединены металлическими цепочками или нитями бус.

Изобразительный материал позволяет предполагать ношение плисированной накидки (плаща), крепившейся при помощи матерчатых петель также к овальным фибулам.


Варианты ношения «сарафана», передника и накидки (реконструкции 
Ф.Бау)

Вариант А - "сарафан";
Вариант Б - "сарафан" и передник;
Вариант С - "сарафан", передник и плиссированная накидка;
Вариант Д - "сарафан" и плиссированная накидка;

Полезная информация:
- плисированые рубахи изготавливались из льняной материи;
- «сарафаны» и передники изготавливались из шерстяной материи;
- петли, для крепления «сарафана» и передника к овальным фибулам изготовливались из кусочка льна, свёрнутого в несколько слоёв;

Cхема крепления петель «сарафана» к овальным фибулам. Схема крепления петель «сарафана» к овальным фибулам. Нижняя (короткая) петля пришита к передней части «сарафана», верхняя (длинная) лежет на плечах и крепится к задней части «сарафана».

Реконструкция верхней части передника из погребения №597.

Верхняя часть передника, реконструированная на основе фрагментов ткани из погребения №597.



Рекомендуется к ознакомлению (на русском языке):
Russell Scott "Женский костюм эпохи викингов".
Раскрой T-образной туники.

Начало страницы

© 2000-2014 Дизайн страницы: А.Лемешко (Sasa), PHP-программирование и макет: М.И.Петров (Годи).
© 2000-2014 Материалы сайта: авторы соответствующийх статей.



TopList